DUGOH

Dugâh: Two Moments - это проект, посвященный одному из самых изысканных духовных сокровищ Узбекистана - шашмакому (шесть макомов), в котором участвуют два самых выдающихся исполнителя макомов и хранителя их сегодняшней традиции - Аброр Зуфаров и Нодира Пирматова. Музыканты исполняют подборку мушкулот (инструментальные мелодии)  и наср (вокальные мелодии) из одного из шести макомов, называемых дугах. Название макома дугах можно перевести как два момента или две остановки – это четвертый макам шашмакома, который представляет собой шесть музыкальных сюит или циклов, организованных по мелодическому ладу, метрическому образцу и ритму. Считается, что лады шашмакома обладают силой вызывать в человеке определенный цвет, эмоцию или эффект, который возникает из определенного набора канонов и правил, которые вместе составляют структуру лада. С точки зрения эмоций, которые вызывает макам дугах, он характеризуется как радостный или «крылатый».

 

В исполнении Dugâh: Two Moments представлен уникальный диалог между мужским и женским началами. Он раскрывает мистическое измерение узбекской классической музыки и аутентичное инструментальное звучание таких традиционных скрипичных инструментов с длинным грифом, как сато и танбур в захватывающем исполнении Аброра Зуфарова, а также чувственную женскую интерпретацию макома богатым и глубоким голосом Надиры Пирматовой.

 

Dugâh: Two Moments / LP

 

Tashkent Music Encounters издает запись музыкальной сессии Аброра Зуфарова и Надиры Пирматовой Dugâh: Two Moments в формате LP. Эта запись знаменует собой уникальный момент в истории традиционной музыки Узбекистана, поскольку восстановленное аутентичное звучание танбура впервые будет представлено международной аудитории.

 

В сборник вошли три инструментальные мелодии и три вокальные пьесы макома дугах.

Сторона A: Сарахбари Дугах, Сафти Чоргах и Хусайний Дугах в исполнении Аброра Зуфарова

Сторона B: Чоргах, Сарахбари Оромиджан и Таронаи IV Дугах в исполнении Надиры Пирматовой

АБРОР ЗУФАРОВ

АБРОР ЗУФАРОВ

Аброр Зуфаров – виртуоз-инструменталист, освоивший игру на струнных инструментах танбур, сато и дотар в школах макома Ташкент-Фергана и Самарканд-Бухара. Он является внуком двух выдающихся и авторитетных фигур в истории узбекской классической профессиональной музыки – Тургуна Алиматова и Усмона Зуфарова. Благодаря глубоким теоретическим знаниям, Аброр Зуфаров проявил огромный интерес к сохранению, возрождению и передаче этого сложного вида культурного наследия будущим поколениям. В течение последних 20 лет своей профессиональной деятельности Аброр Зуфаров пытался восстановить утраченное в 1930-х годах аутентичное звучание танбура, восстанавливая метрический рисунок инструмента, тем самым привнося в маком старое новое звучание.

Видео интервью с Аброром Зуфаровым

НАДИРА ПИРМАТОВА

НАДИРА ПИРМАТОВА

Голос Надиры Пирматовой завораживает. Глубокие познания в узбекской и таджикской поэзии делают Пирматову одним из самых выдающихся исполнителей ширу шакар, а также успешной исполнительницей Фергано-Ташкентских и Бухаро-Самаркандских макомов. Мастерство Надиры Пирматовой можно считать уникальной, благодаря тому, что она может аккомпанировать себе на танбуранд дотаре, что является редким явлений среди исполнительниц в оседлых культурах. Пирматова продолжила свои исследования в области теории музыки и работает преподавателем в Государственной консерватории Узбекистана, а также стала лауреатом престижного фестиваля Shark Taronalari в Узбекистане. Нодира Пирматова – ученица таких великих узбекских исполнительниц, как Саодат Кобулова и Халима Носирова.

Видео интервью с Надирой Пирматовой

LP

Text about LP annual curated event of the Center for Contemporary Art in Tashkent. The project brings filmmakers from around the world to meet in Tashkent and host film screenings. The first edition of TFE is planned for the autumn of 2020 and is dedicated to the classics of contemporary Central Asian cinema. Filmmakers from Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan will present their works and demonstrate the evolution of their authentic voices from the 90’s to present day.

LP_1
LP_1